26 Сентябрь 2017 97

Две силы управления

Личная эффективность Павел Сысоев

Материал построен на исследованиях и методах израильского философа Бааль Сулама. На основании его исследований был разработан интегральный метод работы в организациях и коллективах. Обойти его стороной в применении международной практики мы не можем. 

Какие силы движут человеком? Что заставляет его двигаться вперед?

Существуют две силы, которые воздействуют на активность человека.

Первая сила — желание, стремление удовлетворить свои потребности, насладиться. Она присуща всем звеньям бизнес-процесса, от самого низшего звена, до топ-менеджмента. Это основа всех процессов, будь то креативный, исполнительный, позиционный или стратегический.

Потребности и желания — это предмет нашей работы, он выражен в мыслях, намерениях и физических действиях. Весь бизнес — это желание человека достичь цели и насладиться триумфом. Насколько сотрудник вовлечен в желание и намерения руководства, настолько же он и эффективен в общем бизнес-процессе.

Желание, дальше будем называть его «материя» (это разделение делается согласно методам интегрального подхода, когда составляющие заменятся терминами, помогающими абстрагироваться от их обычного понимания и взглянуть на психологию поведения, как на математическую формулу),  лежит в основе любого поступка и является фактором окончательного решения. И порой внутреннее желание сотрудника, «материя», может не соответствовать его внешним действиями. Расстояние между «материей» и реальным действием и есть индекс вовлеченности сотрудника.

Пример: Я хочу поехать в отпуск, но как раз в это время у меня загрузка по основным обязательствам, и я вынужден остаться. Как решить данную проблему?

Материал (буквальный перевод с иврита Хомер, материал с которым мы работаем, желание человека) обретает равновесие с действиями, когда он получает равную компенсацию или получает в поставленной задаче энергию жизни: перспективу, потенциал, развитие.

Хоть мотивы и действия у человека и животного примерно одинаковы, люди все же способны видеть вознаграждение в будущем: через день, неделю, месяц. Нужно помнить простую формулу: «материал» любого человека — это получить максимум наслаждения при минимальных затратах. Один видит наполнение в знаниях, другой — в действиях, третий — в деньгах или чувствах.

За основу многие ученые берут следующее разделение наполнения человеческого «материала»:

 — Животный уровень: пища, секс, семья, безопасность

— Человеческий (общественный): знания, почет, слава, богатство

more

И отсюда вытекает вторая сила: борьба с ограничениями. Ограничения могут выражаться в различных формах: зависть, унижение, санкции. У первой и  второй силы одна «материя» — желание насладиться. Только в первом случае сотрудник работает только на своё желание, «материал» — и его вовлеченность максимальна. Во втором же случае, помимо удовлетворения желаний, сотруднику нужно сбалансировать ситуацию, избавиться от давления. Поэтому надо пользоваться тем, что человек видит вознаграждение в будущем, прошлом и настоящем.

Мотивы поступков сотрудников одни — утолить свои потребности, среди которых «свои» будут в приоритете. На этом же и строится его расчет: где обмануть, стоит ли украсть, и т. п. Решающим фактором в выборе этих действий, будет воспитание (корпоративная культура), страх наказания и влияние окружения. Опять же расчет на наслаждения.

Подведем итог:

Мотивация человека формируется путем ограничений (штрафы, санкции и т.п) и вознаграждения (мотивация, KPI). Уровень вовлечения при помощи вознаграждения выше, чем при помощи санкций. Допустим, не штрафовать за опоздания, а поощрять тех, кто не опоздал за один месяц ни разу, и подарить возможность, однажды, уйти на час раньше с работы, в следующем месяце.

Статья погружает нас в основы поведенческой психологии сотрудника, и призывает при выборе методов управления проверять: как они будут воздействовать на стимуляцию желания к работе у сотрудника. По сути дела компания платит человеку не зарплату, а наслаждения.  Держите это в голове, и вы будете легко считывать логику поведения любого человека.