База знаний

 

Smart-формат и другие фокусы постановки целей 19 декабря

Smart-формат и другие фокусы постановки целей

В классическом западном тайм-менеджменте принято рассматривать цель в определенном формате. Называется он SMART и состоит из пяти характеристик цели

Эта аббревиатура легко расшифровывается.

Specific  цель должна быть конкретна, например: не вообще вести здоровый образ жизни, а ходить в бассейн регулярно, или  не вообще выучить английский язык, а сдать TOEFL.

Measurable  цель должна иметь некий измеримый результат: в рублях, граммах, метрах, штуках  в чем угодно.

Achievable  цель должна быть достижимой.

Realistic  цель должна быть чуть выше текущего уровня возможностей.

Time-based  цель обязательно должна иметь срок исполнения.

Это классическая западная методология, разработанная еще в 20-е годы прошлого века. Есть компании, которые официально вносят ее в свои корпоративные стандарты. Однако в таком подходе есть свои минусы. Их можно проиллюстрировать анекдотом.

Судят водителя камаза, который въехал в торговый центр и раздавил там много народа. Судья спрашивает обвиняемого, как это произошло. Тот отвечает: «Ваша честь, я ничего не отрицаю. Дело было так: я еду, а на дороге автобус с детьми. Я на тормоза  они отказали, я на ручник  тот сломался. Справа торговый центр  в нем куча народа, слева поле  там мужик какой-то копает. Думаю, лучше раздавлю одного мужика, чем много людей. И надо же было этому идиоту побежать в сторону торгового центра!»

Нетрудно заметить, что водитель поставил четкую, конкретную, реалистичную, измеримую, достижимую, привязанную ко времени цель  задавить мужика. И она была достигнута.

 

 

Это и говорит нам о том, что стоит учитывать изменчивость обстановки — может оказаться, что в данном случае нужна какая-то более гибкая цель, которая бы не сковывала  рамками SMART и давала вариативность решения.

 

Цели, задачи и проблемы

 

Разделим все ситуации, в которых мы ставим цели, на два типа: задачи и проблемы. Задачи  это ситуации, в которых мы четко понимаем, чего хотим и как, обстановка и наши действия сравнительно предсказуемы. Проблемой назовем ситуацию, когда высока степень неопределенности, внутренней или внешней.

Теперь по этим типам распределим показатели компании: эффективность скорее можно отнести к  задачам, конкурентоспособность будет где-то посередине, с лидерством тоже однозначно не решишь. Вещи, связанные со средой, внутрикорпоративным климатом,  трудно оцифровывать, так как здесь слишком высока доля неопределенности.

Поэтому в  двух типах ситуаций рекомендуется использовать два типа целей. В задачных  SMART— цель, а в проблемных  надцель, по всем параметрам противоположную SMART. Главная особенность надцели  эмоциональная привлекательность, способность подогревать мотивацию. Стоит учесть и то, что многие творческие вещи, особенно изобретения высокого уровня, можно делать только поставив обе цели.

Главное: Цели в бизнесе часто обозначают совокупностью показателей, которые делают эти цели более эффективными (SMART). Однако реалии жизни доказывают, что только smart-целями обходиться нельзя  они могут не учитывать ситуаций неопределенности и ограничивать креативные возможности. К ним в помощь — так называемые надцели, корректирующие решение проблемных ситуаций. Учет обоих видов целей может привести в работе к колоссальным результатам.

 

 

Словарь

 

SMART — аббревиатура, используемая в менеджменте и проектном управлении для определения целей и постановки задач. 

Надцель — некое описание будущего состояния, несущее эмоциональный заряд.

Автор: Глеб Архангельский, ведущий российский эксперт в тайм-менеджменте, основоположник российской школы тайм-менеджмента, основатель и генеральный директор компании «Организация времени»

вверх