База знаний Школы бизнеса Синергия

Статья

Что дает харизма руководителю

Личная эффективность Радислав Гандапас
sbsru-v4__speaker=2157

Радислав, Вы считаетесь одним из самых титулованных бизнес-тренеров в России. Расскажите, как Вы стали тренером? С чего начинали?

Я давно перестал обращать внимание на звания и титулы. Это было важно в первые годы карьеры. Сейчас все это заменяет бренд. Если у тебя есть имя, титулы не нужны. На визитной карточке Пушкина было написано «Александр Пушкин». Надеюсь, когда-нибудь и к моему имени не нужно будет прибавлять «титулованный».

Что же касается начала, то тут нужно понимать, что есть начало. Может, начало – это вечеринки в доме моих родителей. Папа был потрясающий затейник и модератор. Люди не расходились до рассвета, никто не оставался в стороне, все были вовлечены. Это похоже на работу тренера.

Может, начало – это уроки русской литературы, которые в нашей школе вел удивительный учитель, каких я больше не встречал. Самые отпетые двоечники и хулиганы блистали на них, он мог раскрыть потенциал каждого. И это похоже на работу тренера.

А может, все началось, когда я сам стал школьным учителем и испытал ни с чем не сравнимое ощущение власти над умами. И это похоже на работу тренера.

Если же говорить о том, когда началась собственно тренерская карьера, то тут все произошло случайно. Тренер, на которую уже собрали группу, не смогла приехать на тренинги, и мне пришлось спасать ситуацию и выйти к группе самому. К тому времени я уже несколько лет занимался организацией тренингов и насмотрелся-нахватался. На первый день мне хватило нахватанного. Ко второму пришлось готовиться полночи. Увлекло, захватило, кто-то где-то узнал, я получил первый заказ.

Второй уже был результатом самомаркетинга. Я бросил все, чем занимался до этого, и стал тренером. Было бы правдой сказать, что это случай. А можно сказать, что я шел к этому случаю полжизни.

 
Поражает частота тренингов и география Ваших выступлений. Прежде всего, как специалиста по стратегиям продвижения, меня, да и, наверняка, наших читателей интересует, как Вы развивали географию выступлений?
 
У меня не было задачи развивать географию выступлений. Скорее, я заинтересован, чтобы было больше тренингов в Москве. Физически проще в восемь утра выехать из дома, в восемь вечера вернуться. Чтобы провести однодневный тренинг в Сибири, приходится потратить двое суток.
 
Но, как поется в песне:
Счастливы, кому знакомо щемящее чувство дороги…
 
Если бы я работал только в Москве, моя жизнь стала бы беднее. Пока я 200 дней из 365 провожу вне дома. 200 раз в год я поднимаюсь на борт самолета. За это время я посещаю 100 городов России, Украины, Средней Азии, Прибалтики, других стран ближнего и дальнего зарубежья. Пока мне это нравится.
 
 
Я знаю, что в США, например, принято, чтобы участники ездили к тренеру. Все летят в Лас-Вегас или Сан-Диего, на Фиджи или в Майами. Люди слетаются со всей страны и всего мира. У нас другая традиция.
 
Люди из Ярославля пишут мне: «Ну когда же вы посетите наш город? Нам так нужен ваш тренинг!».
 
У меня это вызывает улыбку: «От Ярославля до Москвы столько же, сколько от Москвы до Ярославля. Я сажусь за руль и уже через три часа я размещаюсь в гостинице вашего города. Сядьте в машину и приезжайте на мой тренинг в Москву». Но этого не происходит. У нас ждут тренера с доставкой на дом.
 
Отчасти это еще связано с тем, что у нас в России невероятно дорого обходится дорога. Для многих участников тренинга сама стоимость перелета и проживания в Москве в разы больше, чем собственно стоимость участия в тренинге.
 
Радислав, что дает харизма руководителю и, как следствие, бизнесу? Правда ли, что с харизмой нужно родиться?
 
Как можно родиться с харизмой? Я вообще этого не понимаю.
 
Харизма – не цвет волос и не разрез глаз. Это эффект, который личность производит в последователях. И детерминирован этот эффект целым рядом факторов, которые мы рассматриваем на специальном тренинге “Харизма лидера: имидж и мистика, психология и власть“.
 
Харизма нужна, когда нечем убедить, когда все непонятно, когда никто не знает, что делать. Когда и сам лидер не знает, к чему приведут те или иные его решения. Но в такой ситуации нужно, чтобы все беспрекословно подчинялись. Вот тут и «включается» харизма.
 
Неспроста харизматиков рождают войны и революции, кризисы и перестройки. Харизматиками ведь не рождаются непосредственно в момент революции, ими становятся люди, которые прежде в харизме замечены не были.
 
Вы могли бы назвать несколько харизматичных российских бизнесменов?
 
Конечно. Их все могут назвать. Это Чичваркин, например. Странноватый. Но странноватость – обязательная составляющая харизмы. Человек обычный, правильный, предсказуемый харизматического эффекта на вызывает.
 
Радислав, за годы профессиональной работы Вы выработали собственное определение термину «мотивация»?
 
В этом нет необходимости, это настолько прозрачное явление, что ни в каких дополнительных определениях не нуждается. Единственное, что у меня вызывает протест, это термин «материальная мотивация». Слово «материальная» противоречит определению «мотивация». «Материальная мотивация» – это оксюморон. Такой же, как «горячий снег», «живой труп», «жидкое стекло».
 
Я неоднократно принимал участие в просмотрах презентаций проектов молодых предпринимателей и часто обращал внимание, что многим выступление на публике дается с большим трудом. Радислав, как побороть страх перед аудиторией и эффективно донести свои мысли аудитории?
 
Психически здоровый человек всегда испытывает напряжение во время выступления перед аудиторией, во время принятия важного решения и так далее. Дело другое, что для части этих людей страх является тормозом, а для других драйвером. Нужно научиться использовать свой страх, как катализатор. Пусть он работает на вас. Пусть он зажигает ваши глаза и души слушателей.
 
Желание быть востребованным и успешным бизнес-тренером возникает, в том числе, и у молодых предпринимателей, желающих связать свою жизнь с коучингом. Могли бы Вы дать рекомендации подрастающим бизнес-тренерам: как стать успешным?
 
Успех не является следствием одного-двух верных шагов.
 
Я знаю, что в любом деле есть гуру-шарлатаны, которые готовы поделиться простым и легко выполнимым секретом достижения успеха. Не ждите эффекта от таких секретов.
 
У меня ушли годы и годы на «раскрутку». Выработались уникальные механизмы, работающие только на этом рынке. Я их собрал в четырехсерийный фильм «Профессия бизнес-тренер», который сейчас можно приобрести в сети. Причем, только одна серия посвящена самопродвижению, а три остальные – наращиванию профессионального мастерства. На интеллектуальных рынках на пафосе саморекламы долго не протянешь, нужно давать качественный продукт – это лучшая реклама.
 
В заключение нашего интервью я с уважением благодарю Вас за участие и желаю Вам профессиональных успехов и семейного счастья.
 
Особое спасибо за последнее пожелание! Спасибо и Вам за интересные вопросы!
 
Беседовал Максим Сушко, источник: блог Радислава Гандапаса