09 Декабрь 2015 2348

Как учесть все юридические аспекты в переговорах

Переговоры Игорь Рызов

Юридические знания. Насколько они важны в переговорах? Когда они могут помочь, а когда наоборот – помешать?

Один молодой человек обратился ко мне с вполне логичным вопросом: «Что делать? Мы недавно попали в аварию. Авария небольшая. В нас въехала машина и человек, виновный в аварии, не стал отрицать этого и сразу сказал, что готов покрыть стоимость ремонта нашего автомобиля. Мы на месте оценили причиненный ущерб в 8 тысяч рублей. У него с собой было только 3 тысячи. Мы взяли их, но с обещанием, что он завтра вернет недостающую сумму. Ни завтра, ни послезавтра никто ничего не привез. Его телефон не отвечал. И, в общем-то, об этом человеке мы забыли».

Ответ прост — ​ничего не делать.

Вы заплатили деньги за очень хороший урок. И, как говорится в древней еврейской мудрости, «Спасибо, боженька, что деньгами!» И на самом деле за наши уроки приходится платить. Расплачиваемся мы за них потому, что в наших головах очень сильно укоренилось убеждение: мол, юридический аспект только мешает делу и в России надо делать все по понятиям, по договоренности. Конечно, договоренности в России, как и везде, имеют достаточно большое значение.

Я рекомендую никогда не входить в переговоры, если у вас нет юридической правоты, нет понимания юридической плоскости вопроса.

Люди, зная вашу юридическую беспомощность, постоянно этим пользуются. Попадали ли вы или ваши знакомые в подобные ситуации:

  • квартирная хозяйка повышает плату, приходит к вам без спроса и даже в ваше отсутствие!
  • вам неожиданно поставщики повысили цены
  • вам не оплатили выполненную работу
  • подрядчик уже в конце ремонтных работ заявил о необходимости доплатить, так как были дополнительные затраты

Что делать, чтобы себя максимально обезопасить?

Во-первых, протоколируйте все переговоры. Нет возможности делать это в процессе? Пишите электронные письма всем участникам переговоров после процесса. Главное, зафиксировать в такого рода письме все договоренности, достигнутые вами. Письмо с уведомлением — ​это очень хороший инструмент для дальнейшего переговорного процесса. Почему мы этим пренебрегаем? Потому как юридически ни один из таких протоколов не имеет силы. Но когда у вас есть протокол встречи, ваша позиция укрепляется.

Во-вторых, не приступайте к работам и не начинайте отношения, не имея законного договора.

В-третьих, прежде чем подписывать любые бумаги, проконсультируйтесь со специалистами. Эти несложные действия спасут вам много денег и нервов, укрепят ваши позиции на переговорах. А позиция в переговорах имеет очень большое значение. Чем сильнее позиция, тем проще вести переговоры.

Кейс из личного опыта

Недавно мне довелось вести переговоры с авиакомпанией. Сейчас в моде появились невозвратные билеты — ​билеты, за которые не возвращаются деньги. Мы с семьей купили билеты в поездку, но по объективным причинам не смогли поехать. Я позвонил в авиакомпанию, и девушка очень вежливо (билеты были недешевые) сказала, что наш тариф невозвратный и никакие билеты они принять назад не смогут. Я был юридически не готов и в тот момент лишь смог высказать свои эмоции: мол, как так — ​билеты дорогие, я за полгода до полета возвращаю их, а вы не идете мне навстречу! На что мне еще раз четко и беспристрастно сказали: таковы правила компании. Конечно, такого объяснения мне было недостаточно. Я обратился за консультацией к юристу. И, как оказалось, был совершенно прав. Дело в том, что существует ряд случаев, когда деньги за билеты возвращаются. И это прописано в кодексе РФ о перевозках. Наша семья попадала под один из таких возможных случаев: необходимо было предоставить справку, в которой указано, что одному из членов семьи противопоказаны полеты именно в это время.

Следующий раз я обратился в авиакомпанию и попросил ответственное лицо (предусмотрительно записав данные этого человека) назвать мне информацию, которая должна быть в такой справке. Оказалось, что это стандартного образца справка и взять ее можно в обычной поликлинике. Так мы и поступили. Вооружившись новым документом, распечатанными билетами, мы с супругой снова направились в авиакомпанию.

Как только мы обратились с просьбой о возврате денег, специалист отдела продаж возмутилась и сразу сказала, что никаких возвратов они не производят. На что я положил перед ней справку и попросил ее убедиться в правомерности ее действий. Женщина посмотрела на меня и заявила, что у них поменялись правила, и они не возвращают денежные средства. На что я сослался на статью кодекса РФ о перевозках и на лицо, которые ранее в данной компании мне подтвердило список необходимых в данной ситуации документов. Женщина вскочила и убежала консультироваться. Через 10 минут она пришла и протянула нам квитанцию о возврате денег. И сообщила, что через 5–7 дней деньги будут возвращены.

Выводы

1. Вооружайтесь. Не верьте слухам, что правовая система в России не работает. Этим специально спекулируют жесткие оппоненты, чтобы провоцировать вас на уступки в их пользу. Нужно помнить, что закон может быть и союзником, и противником. В свою подготовку к переговорам необходимо обязательно включать изучение юридического аспекта вопроса. Выкладывать его на стол переговоров или нет — ваше дело. Но знать это крайне необходимо.

2. Никогда не входите в отношения с людьми, не имя договора. Не закрепив документально и юридически ваши права и обязанности, вы тем самым хорошего человека, который не собирался совершать плохие поступки по отношению к вам, подталкиваете, чтобы он так сделал. Если у квартирной хозяйки нет договора, где четко прописаны регламенты, как и когда она может повышать цену, то она будет это делать по своему усмотрению. То же самое касается и отношений работник-работодатель: четко прописывайте должностные обязанности — кто, что и когда должен делать. Если вы хотите продвигаться в переговорах, нужно учитывать и правовую, и понятийную часть всех вопросов.

Автор — Рызов Игорь, для журнала «Мастер переговоров»

 

Материалы по этой теме