Ролевой коучинг — это технология, направленная на развитие ролевого репертуара и улучшение взаимодействия с целью повышение эффективности Бизнеса.

 

Ролевой коучинг — это технология, направленная на развитие ролевого репертуара и улучшение взаимодействия с целью повышения эффективности Бизнеса.

История создания метода

Работая с большим количеством разных компаний, мы на собственном опыте осознали тот факт, что не существует не только двух одинаковых людей, но не существует и двух одинаковых компаний. Каждая компания — это особый мир, в котором каждый день происходят различные события, которые так или иначе отражаются на жизни и деятельности каждого отдельного сотрудника и руководителя.

Компания — это мир, который живет по своим особым законам и правилам. Эти законы и правила формируют уникальную корпоративную культуру и ожидания участников бизнеса в отношении партнеров и коллег. В течение нескольких лет мы работали над идеей использования Театра в работе с компаниями. Мы исследовали различные подходы в работе со сценариями взаимодействия и Ролями.

Мы старались выявить те закономерности, которые связывают личные представления человека о мире с теми Ролями, которые он использует, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Мы накопили солидный практический материал конкретных ситуаций, с которыми мы работали на тренингах и коучинговых сессиях, бесценный опыт, который позволил нам приблизиться к пониманию специфических закономерностей, на основе которых формируются сценарии взаимодействие в компании.

Мы увидели, что любые надежные и эффективные технологии, предназначенные для управления людьми, могут быть откорректированы в соответствии с требованиями корпоративной культуры, что любое действие и намерение может быть многовариантно истолковано, в зависимости от характера отношений, которые существуют между людьми, работающими в компании.

Постепенно мы сформировали определенный подход, который строился на предельно внимательном отношении к внутреннему миру каждого человека. Мы также поняли ценность системного подхода в оценке любого события при подготовке и проведении тренинговых программ и коучинговых сессий. Неожиданно, с тем Театром, который для нас всегда был творческим и методологическим ориентиром, произошла трансформация — он стал личностным и ресурсным. Театр игры, ярких событий, эмоциональной выразительности неожиданно изменил свой статус и сместил свой фокус в сторону внимания к коллизиям внутриличностного характера. И тогда мы поняли, что мы, наконец, пришли в то место, которое так долго искали. В этом новом месте Театр был другим.

Центром этого Театра был человек, создающий своё будущее — руководитель, лидер, предприниматель, управляющий ответственными и креативными сотрудниками. В этом Театре не было одной большой сцены и наблюдающих за актерами зрителей. Этот Театр был многолик, многовариантен, разнообразен по жанрам, разыгрываемых в нем спектаклей, которые создавали сами зрители. В этом Театре было намного интересней, потому что в нём царила атмосфера уважения к таланту и уникальности каждого участника. Произошло волшебное преображение — зрители перестали сомневаться и бояться выходить на сцену, так как сцена была по всюду и у неё не было границ.

Нас поразило количество плодотворных и великолепных идей, которые были у участников, тот уровень взаимного принятия и эмпатии друг к другу, которые царили в этом Театре. И тогда мы поняли, что в этом месте находится та самая энергия, которая понадобится нам при создании настоящего Театра для работы с людьми — с руководителями и сотрудниками. У нас сразу родилась благодатная идея Театра, который в каждом из нас. Театр как источник идей, как модель понимания всего, что происходит с каждым из нас, с людьми, которые создают совместное будущее. Мы создали метод, в котором внутренний Театр человека— это центральный ресурс. Метод мы назвали Ролевой Коучинг.

 

Методологическая взаимосвязь Ролевого коучинга с театром, социальной психологией, различными направлениями в области практической психологии и НЛП

1. Использование базовых элементов классического коучинга

Использование в Ролевом Коучинге различных элементов других технологий, в том числе классического коучинга, практической психологии, НЛП и бизнес-тренинга, дает широкие возможности в выборе способов работы с Клиентом, позволяет более внимательно и точно работать как на уровне постановки целей и задач, так и на уровне выбора инструментов и способов их достижения.

Использование смешанных технологий при работе с личностными ресурсами Клиента позволяет в большей степени учитывать уникальность Клиента, понимать, какие именно его личностные ресурсы могут быть задействованы и какие способы работы с этими ресурсами для Клиента являются более предпочтительными. Такой подход позволяет выстраивать процесс работы с Клиентом на основе следующих ценностных факторов: Экологичность, Взаимодействие, Открытость, Включенность, Доверие, Защищенность, Творческая отдача.

Эти преимущества особенно важны в работе с Executive, с профессионалами, уже добившихся серьёзных успехов в своей карьере, имеющих сформированные ценностные представления, ориентированных на решение амбициозных задач и обладающих своим собственным выраженным коммуникативным стилем, своим собственным ролевым репертуаром. Работа в формате Ролевого Коучинга позволяет максимально адаптировать процесс коучинга к ожиданиям Executive.

 

2. Связь с театром

Ролевой Коучинг — метод, который основан на смешанных технологиях, используемых в театре и практической психологии. Пиетет с точки зрения накопленного опыта по изучению, описанию и созданию Ролей и сценариев как моделей, выражающих взаимодействие человека с окружающим его миром, конечно, оставался на протяжении многих лет за театром.

Если говорить о специфике театральных Ролей и сценариев, то, прежде всего, нужно понимать принципиальное значение драматической коллизии, являющейся мотором развития театрального сюжета. В отличие от типичных ролей, используемых в бизнес-отношениях, театральные Роли предназначены отнюдь не для выстраивания сотрудничества с партнерами и коллегами, но для разыгрывания конфликтных ситуаций, взаимного противостояния, побед и поражений, для демонстрации искусной риторики и нестандартных эмоциональных переживаний.

Всё это сильно отличается от того, что происходит со зрителями в их повседневной жизни, но именно это заставляет зрителей эмоционально сопереживать происходящим на сцене событиям. Спектакль, построенный на домыслах и мифах, обладает удивительной особенностью: он заставляет зрителя делать очень важную душевную работу — наблюдать и соотносить, сравнивать поведение персонажей со своими собственными поступками, то есть как бы исполнять Роли вместе с актерами и на внутреннем интуитивном уровне выбирать из условных, фантазийных сюжетов полезное и практически применимое для своей жизни.

Несмотря на очевидную практическую пользу театра для изучения и понимания межличностных отношений, он всегда выполнял, прежде всего, развлекательно функцию. В театре возникло много идей, которые позднее были использованы в психологии, социологии и психоанализе. Как ни странно, широкое практическое применение театрального подхода, как уникального метода в работе с повседневными жизненными отношениями, началось только в 20-м веке. В данном случае можно говорить, прежде всего, о социальной психологии.

Театр как форма искусства выражен в фундаментальном принципе признания особого значения уникального восприятия мира, в понимании того, что у каждого человека есть своя реальность, свое собственное уникальное представление о мире, которое является ценнейшим личностным ресурсом. В театре актер является интерпретатором, выражающим своё субъективное ощущение мира через исполняемую Роль. В театре уникальность является способом передать универсальное. В классической коучинговой технологии известная модель GROW на втором этапе предполагает исследование реальности Клиента, другими словами, погружение и работу с его субъективными представлениями о реальности. Отталкиваясь от этой сближающей театр и коучинг ключевой позиции в отношении к уникальному восприятию человеком окружающего его мира как неисчерпаемого творческого ресурса, мы стали исследовать те пути, которые помогли бы нам найти дополнительные возможности в работе с руководителями и персоналом компаний.

Работа с уникальным восприятием мира человека и с его личностными ресурсами с целью формирования эффективного ролевого репертуара, направленного на решение бизнес задач, явилась для нас тем ключевым направлением, в котором мы двигались, создавая метод Ролевого коучинга. Мы считаем, что одним из определяющих факторов успешного взаимодействия является создание эффективного ролевого репертуара, максимально адаптированного к индивидуальным личностным и профессиональным качествам человека. К его ментальным представлениям, образованию, культуре, профессиональному опыту работы, эмоциональности.

Другими словами, любая универсальная роль, полученная на бизнес-тренинге, может выполняться конгруэнтно и быть эффективной только в том случае, если эта роль, во-первых, адаптирована к личностной уникальности человека, то есть создана по «индивидуальному заказу» и, во-вторых, отработана в практических заданиях, моделирующих реальные ситуации с использованием реальных ролевых моделей участников данной ситуации.

 

3. Связь с социальной психологией

Пониманию феномена «Роль» посвящено огромное количество исследований в областях, связанных с изучением межличностного и межгруппового общения, в том числе в психологии, психоанализе, психотерапии, психодраме, НЛП, театре, социологии и социальной психологии. Каждая из этих областей дает собственное понимание феномена Роль, исходя из тех специфических задач, которые являются для данной области приоритетными в работе с людьми.

Социальная психология описывает поведения человека в контексте социальных отношений, которое в той или иной степени соответствует ожиданиям окружающих его людей. В социальной психологии накоплен огромный капитал различных концепций и теорий, связанных с пониманием ролевого поведения и по-разному дающих понимание природы и принципов взаимодействия людей в процессе совместной деятельности. Каждая из таких теорий отражает определенный этап социального и экономического развития общества, внутри которого родилась та или иная ролевая теория, и дает свое собственное понимание феномена «Роль» и тех задач, которые можно решать с её помощью.

Из социальной психологии возник ролевой тренинг — метод практического обучения, основанный на ролевых играх и имитационных упражнениях. Руководитель, сотрудник, секретарь — роли, которые должны выполняться определенным образом, в соответствии с ожиданиями сотрудников, руководителей, партнеров и коллег. Если человек не знает, как выполнять актуальную для себя роль, если у него нет представления о том, как построить роль в соответствии с ожиданиями окружающих, он просто не сможет адекватно выполнять свои прямые функциональные обязанности.

Чтобы научиться выстраивать и правильно выполнять эти роли, нужно обладать определенными компетенциями, набором соответствующих знаний и навыков. Ролевой коучинг — метод, который ориентирован на решение задач, связанных с выстраиванием эффективных отношений в бизнесе, соответственно, определяющим фактором в понимании феномена «Роль» в Ролевом коучинге является фактор взаимодействия между людьми, направленного на достижение общих бизнес целей. Соответственно, главный фокус внимания в Ролевом коучинге направлен, прежде всего, на отработку тех Ролей, которые необходимы участникам бизнеса для эффективного выполнения своих функциональных задач. Такая направленность Роли на создание эффективного взаимодействия дает достаточно оснований для того, чтобы связывать данный метод с областью вопросов, рассматриваемых в социальной психологии.

В данной статье мы обозначаем главные составляющие элементы концепции Ролевого коучинга и тех задач, для решения которых этот метод предназначен, даем общее представление о точках пересечения с теми теориями и практиками в области работы с человеческими отношениями, которые стали для нас принципиальным идейным и методологическим ресурсом.

 

4. Использование базовых элементов классического коучинга в Ролевом коучинге

Коучинг — это наблюдение, поддержка, сопровождение Клиента к выбранной им цели. Путь к этой цели пролегает через пространство внутреннего мира Клиента. Коучинг — это путешествие в уникальный мир Клиента, в другую систему ментальных координат, погружение в уникальный Театр, в котором Клиент знакомит Коуча со своими преферентными ролями и сценариями, используемыми им в отношениях с другими людьми.

В этих сценариях можно встретить много неожиданного, потому что внутренний Театр любого человека загадочное и богатое на самые разнообразные и невероятные события место. Ролевой Коучинг — это совместное исследование внутреннего Театра Клиента, его актуальных сценариев и Ролей. Коуч помогает Клиенту находить в своем Театре те ресурсные Роли, которые он может в дальнейшем использовать для построения эффективного управления сценариями взаимодействия.

 

Основные элементы концепции Ролевого коучинга

1. Ролевой Коучинг

Ролевой Коучинг — это практика поиска, построения и конгруэнтного исполнения ресурсных Ролей. Ключевым принципом Ролевого Коучинга является понимание того, что любая Роль может быть создана и исполнена за счет личностных ресурсов самого Клиента. Данный принцип работает благодаря принятию личностной уникальности Клиента и признанию самодостаточности его внутреннего Театра.

Как это работает? Любая исполняемая Клиентом Роль предназначается для решения задач, которые могут иметь самую разную направленность. При этом не всегда та или иная Роль является эффективной для решения актуальных задач. То есть работа с ролевым репертуаром — это работа, в первую очередь, с пониманием того, почему Клиент выбирает те или иные роли для решения актуальных для него задач. Часто мы сталкиваемся с тем, что проблема Клиента состоит не в том, что он не может правильно выполнить Роль, а в том, что он использует выбранную им Роль не по своему назначению, а та роль, которая в большей степени соответствует выполнению поставленных задач, остается им невостребованной. Данное понимание важно, прежде всего, для понимания феномена внутреннего Театра человека, его уникальной ценности и ресурсной самодостаточности.

Такое понимание позволяет избежать стандартного и поверхностного подхода при выборе необходимых для взаимодействия ролей, использования жестких масок и стандартизированных поведенческих моделей, разрушающих живой процесс взаимодействия и выводящих это взаимодействие исключительно на уровень функционально-формализованного. Другими словами, можно сказать, что выбранная Роль может либо обеспечивать полноценную коммуникацию и эффективное управление сценарием взаимодействия, либо создавать преграды в решении поставленных задач.

 

2. Роль

Роль рассматривается как неотъемлемая часть сценария взаимодействия, то есть определенным Ролям соответствуют определенные сценарии. Роль — это сложный коммуникативный инструмент, в котором отражается внутренний Театр человека — его представления о мире, его стиль в построении и управлении сценариями взаимодействия. Деловая Роль формируется на основе конкретной мотивации, возникающей в процессе взаимодействия человека с окружением и выполнения им своих профессиональных функций.

У каждого человека существует свой собственный ролевой репертуар, который он использует в различных ситуациях. Сформированные Роли связаны с уникальным внутренним миром человека, с детским, жизненным и профессиональным опытом. Роли имеют разнообразное назначение, например, могут помогать раскрываться и эффективно взаимодействовать или, наоборот, могут быть предназначены для того, чтобы надежно защищаться и прятаться. Роль является своеобразным инструментом, позволяющим понимать:

  • Как меня воспринимает партнер и на сколько выполняемая мною Роль соответствуют его ожиданиям.
  • Как я воспринимаю партнера, и выполнение какой роли я от него жду.
  • Насколько мои действия и моя Роль соответствует решаемым бизнес задачам.

Создание эффективного ролевого репертуара, соответствующего той корпоративной культуре, в которой работает руководитель, умение использовать свои Роли по назначению — наиважнейшая компетенция руководителя, которая дает ему возможность добиваться максимальной эффективности в решении поставленных перед ним задач.

Гармоничная Роль выстраивается исходя из темперамента руководителя или сотрудника и тех ограничений, которые являются для данного руководителя жесткими. Поскольку основные задачи менеджмента можно типологизировать, то и роли для их решения, с одной стороны, могут представлять типичными ролевыми моделями. С другой стороны, каждая Роль уникальна с точки зрения её интерпретации, так как отражает уникальные личностные качества исполнителя, ориентирована на конкретный бизнес контекст и конкретных партнеров по сценарию взаимодействия.

 

3. Сценарий взаимодействия

Ролевой Коучинг предполагает исследование репертуара актуальных Ролей и их влияние на формирование сценариев взаимодействия. В Ролевом Коучинге мы используем различные варианты драматических коллизий, основываясь на сценариях взаимодействия и Ролях, используемых Клиентом. Сценарии является моделью отражения реальности. Театральный сценарий отражает условную реальность, его основой является драматическая коллизия. Драматическая коллизия — классический драматургическая форма, которая выражается в сталкивании «полярных» Ролей и предназначена для развития сюжета. Драматическая коллизия выражает конфликтную модель ролевых отношений.

В трансактном анализе «драматическая коллизия» представлена в разнообразных вариантах моделей, например, в модели Родитель/ Взрослый/ Ребенок, в варианте драматического треугольника Карпмана — Жертва/ Преследователь/ Спасатель. Взаимозависимость сценариев взаимодействия и ролей, является одним из наиболее важных аспектов работы в Ролевом коучинге. Реальные жизненные сценарии, которые возникают и развиваются каждый день в компании, безусловно, отличаются от условных театральных сюжетов, так как они ориентированы прежде всего на поиск сотрудничества и выстраивание эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение поставленных задач.

Вместе с тем, существует огромное количество факторов субъективного и объективного характера, которые влияют на то, что повседневные сценарии взаимодействия могут развиваться по непредсказуемым, в том числе и конфликтным моделям. Ролевой коучинг построен в значительной части на выявлении закономерностей, которые управляют отношениями между партнерами по бизнесу, на создании моделей эффективных сценариев и адаптации ролевого репертуара руководителя к этим сценариям.

 

4. Ресурсные Роли

Работа по формированию эффективного ролевого репертуара основана на поиске ресурсных Ролей и их практическую отработку. Ресурсные Роли — это те роли, которые позволяют Клиенту построить более эффективный сценарий взаимодействия, отказаться от привычных и неэффективных моделей, пересмотреть те свои представления, которые являются препятствиями для достижения поставленных целей.

Ресурсные роли не являются чем-то чуждым и неадекватным в отношении личностных особенностей человека. Ресурсная роль — это другой способ восприятия реальности, та точка зрения на ситуацию, которая по разным причинам может не использоваться человеком и исчезать из его зоны внимания, скрываться за привычными, блокирующими представлениями.

Можно сказать, что в работе с ресурсными Ролями наиболее ярко проявляется именно коучинговый подход. Так как объем работы с представлениями и собственными личностными ресурсами требует способа работы, при котором Клиент должен брать на себя максимальную ответственность за результат. При этом Коуч должен внимательно ориентироваться на внутренний поиск Клиента, помогая ему выявлять те эмоциональные сигналы, которые позволят ему найти атрибуты ресурсной роли.

 

Примеры различных типов Ролей,
встречающихся в бизнес-коммуникации

— «Запечатленные» Роли

 «Запечатленные» Роли — Роли, которые приобретены ранее (в институте, на другой работе) и которые в настоящее время уже не актуальны. Мы достаточно часто встречаем среди руководителей компаний людей, имеющих профессиональное образование или опыт, которое мало соотносится с выполняемыми человеком функциями в настоящее время и которое проявляется в используемых человеком специфических Ролях.

Речь идет именно о Ролях, то есть о сложном комплексе ценностных установок и представлений, о специфическом коммуникативном стиле, поэтому коррекция «напрямую», на уровне поведенческих атрибутов (моторных, речевых, мимических), как правило, вызывает сопротивление.

Достаточно ярко Ролевая специфика проявляется у людей, имеющих медицинское, педагогическое и военное образование. Предложение человеку перестать быть врачом или педагогом, перестать лечить или учить в том случае, когда для него это уже давно не является актуальным вопросом, в подобной ситуации недостаточно и неуместно.

В некоторых случаях у руководителей, имеющих background этих профессий, могут возникать сложности на коммуникативном уровне, так как они используют различные атрибуты уже не актуальных для них ролей (педагога, врача, военного, инженера) в сценариях взаимодействия, в которых данные роли могут быть неэффективными или вызывать реакцию сопротивления других участников сценария.

— «Чужие» Роли

«Чужие» Роли — это Роли, для исполнения которых, по убеждению самого Клиента, он не располагает необходимыми личностными ресурсами. С такими случаями мы встречаемся достаточно часто, но это не означает, что люди, которые обращаются к нам за помощью, обязательно обладают пониженной самооценкой. Любопытно то, что Роль, которая для Клиента выглядит «недоступной» с точки зрения её исполнения, может им вполне успешно исполняться в других ситуациях. Можно сказать, что данный кластер задач, выглядит как некая противоположность задачам с «запечатленными» Ролями, так как Клиенту не удаётся по каким-то причинам перенести уже выполняемую им Роль в другой контекст отношений.

 

Этапы работы по методу Ролевого коучинга

  1. Выявление ситуации взаимодействия, для которой нужна более эффективная Роль. При работе с желаемой Ролью мы допускаем игровую реконструкцию ситуации. Это позволяет Клиенту использовать интуитивный формат в описании Роли и её поведенческих атрибутов.
  2. Поиск мотивации и ресурсов для того чтобы внутренняя, уже имеющаяся Роль стала более эффективной через ПРИСУТВИЕ коуча, его позитивную обратную связь и переинтерпретацию. Исследование содержания Роли. Репетиция новой Роли — тестирование Роли в игровом реконструируемом контексте. Мы можем в нем подыграть нашему коучи, реконструируя поведение его партнера/партнеров по коммуникации.
  3. Закрепление Роли в ситуациях делового взаимодействия — создания плана практики Роли. Для отработки ролевого поведения и закрепления Роли мы используем «драматургический» подход, то есть вносим в актуальный сценарий условную драматическую коллизию.