30 Апреля 2015 3454

Женщина-руководитель: ресурсы и точки роста

Лидерство Елена Виль-Вильямс

Россия занимает первое место в мире по количеству женщин-руководителей по данным исследования Grant Thornton International: 43% топ-менеджеров в России — женщины. За Россией следуют прибалтийские государства: Латвия (41%), Литва (39%) и Эстония (37%). Число женщин в руководстве компаний в России вдвое больше, чем в США. Показатели численности женщин в руководстве компаний в США и Испании находятся ниже среднего уровня и составляют 22%. В Великобритании данный показатель составляет 20%, в Германии и Дании — 14%, в Швейцарии — 13%, а в Нидерландах менее 10% женщин занимают высокие посты в компаниях.


Эксперты Школы Бизнеса Елена Виль-Вильямс и Игорь Чуланов рассказали, что представляет собой современная женщина-руководитель в России, на какие ресурсы она может рассчитывать и в какие навыки инвестировать.


В целом, у женщин хорошо развит эмоциональный и социальный интеллект. С самого детства женщины знают, что их преимущество — умение строить отношения. Также у девочек быстрее развиваются языковые качества структурирования. В итоге, женщина чувствует себя уверенно в ситуациях, где нужно структурировать информацию, администрировать или проявлять способность к социальной адаптации. 

 


Женщины-руководители чаще всего занимают должности: 

  1. Руководители отдела HR (ресурс: в области отношения с людьми женщины проявляют больше компетентности и интереса — это структурирование отношений, эмоциональная гибкость). 
  2. Руководители финансовых отделов (ресурс: структурированность и умение управлять женскими командами, четкость и надежность в управлении большими объемами информации). 
  3. Руководители отдела продаж (в некоторых бизнесах — банковская сфера, фармацевтический бизнес, медицинский бизнес, риэлтерский бизнес) за счет развитой клиенториентированной позиции, высокой компетентности в контексте отношений, где возможно применить манипуляцию. 
  4. Руководители юридических служб и аудиторских компаний (ресурс — умение администрировать)
  5. Руководители маркетинговых и рекламных отделов, а также (ресурс: умение налаживать контакты, управлять и создавать впечатления) 


В бизнесе заметна тенденция перехода от «ручных» бизнес-процессов к систематизации и автоматизации. В таких компаниях часто назначают директором по развитию руководителя-женщину. В этой особенной и трудной ситуации как для владельца, так и для менеджмента компании в целом, именно руководитель-женщина интуитивно определяет ценности, которые важно передать наемному менеджменту, создает договоренности между другими руководителями (минуя ловушки сложных отношений) и начинает постепенно наводить порядок в бизнес-процессах. Мужчины на позиции директора по развитию часто более категоричны, их легче провоцировать на открытые конфликты, которые могут дискредитировать изменения. 

 

 

Эксперты рекомендуют женщинам-лидерам сфокусироваться на обучении ключевым навыкам: 

  • Умение управлять эмоциональностью (особенно в конфликтных ситуациях) — женщины проигрывают тогда, когда не могут справиться со своей эмоциональной пристрастностью. 
  • Умение распределять контроль и снижать уровень своего контролирующего включения в бизнес, умение отстранятся. 
  • Умение сотрудничать, не сокращая дистанцию, не вовлекаясь в понимание и сочувствие своего партнеру.  Умение давать самостоятельность сотрудникам, спрашивать с них, но не становиться для них «мамой». 
  • Развивать самодостаточность, не стремиться быть совершенной во всех ситуациях, не ориентироваться на «хорошую оценку» всех участников процесса.

 

Авторы: Елена Виль-Вильямс и Игорь Чуланов