13 Февраль 2015 3118

Роль руководителя: как строить отношения с подчиненными

Лидерство Александр Фридман

Умение выстраивать отношения с подчиненными  часть лидерской компетенции предпринимателя. Правильное взаимодействие с сотрудниками, грамотная мотивация и осторожное манипулирование — научившись этому, вы сделаете работу вашей команды более эффективной.  

Близость или соблюдение дистанции?
Высокая ответственность и психологическая нагрузка часто подталкивают к сближению с сотрудниками. Вы думаете: «Мы будем своими, и они станут лучше меня понимать». В такой момент вы начинаете воспринимать работу как центр жизни, и неосознанно строите профессиональные отношения как личные. Делать этого нельзя: жизненные модели не созданы для взаимодействия с коллективом.

Открытость или манипуляции?

Организовать правильный манипуляционный менеджмент  высокое искусство. Нужно ли вам преуспевать в нем — решайте сами. Чтобы извлекать пользу из такого метода, вам придется постоянно менять истощенную команду: вы ведь не рассчитываете, что сможете найти блаженных, которые будут работать на вас вслепую? Помните, что руководитель, обманывающий сотрудника, получает разовую выгоду с долгосрочной проблемой.

Щедрость или расчетливость?
Щедрый человек воспринимается позитивнее, нежели расчетливый. Социальные симпатии — на стороне щедрых, и репутация у них всегда лучше. Расчетливость же часто соседствует с определениями «жадность» и «скупость». Но насколько рентабельно для вас как для руководителя быть щедрым? Часто это приводит к бессмысленной трате ресурсов. Так, например, простой аванс, не обусловленный встречными обязательствами, может восприниматься сотрудником как должное.

Ваша расчетливость, вероятно, оттолкнет людей-однодневок, которые хотят всего здесь и сейчас, но привлечет тех, кто мыслит рационально и готов к долгосрочным отношениям. Именно такие люди вам нужны. Рабочая обстановка станет менее непринужденной, но более эффективной. 

Честность или справедливость?
Казалось бы, руководитель всегда должен вести себя честно. На самом деле, для эффективного управления честности достаточно только в том случае, если вы имеете дело исключительно с достойными людьми. Но у всех подчиненных разные этические представления.

Предположим, человек выработался и перестал соответствовать должности, но при этом всегда работал в полную силу. С ним надо расстаться по-хорошему: оговорить сроки, заплатить столько, сколько он заслуживает, даже если по закону вы не обязаны этого делать.

Если же сотрудник постоянно создавал конфликтные ситуации, вел себя некорректно и деструктивно, лучше заранее найти ему замену, расстаться быстро и заплатить только то, что положено.

Деньги или светлое будущее?

Сотрудники работают эффективнее, если уверены, что делают работу не зря. Например, если вы ставите человека на длинную сделку и обещаете бонусы после ее успешного завершения, у него есть риск не получить ничего. Зачем три месяца тратить все свои силы на сложную задачу при неопределенности положения?

В таком случае лучше платить человеку поэтапно, за определенные шаги к совершению сделки — это даст стимул. Такая схема, конечно, не действует в стартапах: для них вам придется отбирать людей, готовых работать во имя светлого будущего. 

Главное: Атмосфера в коллективе и эффективность его работы зависит от руководителя. В ваших силах сделать так, чтобы команда получала достаточную мотивацию и достигала поставленных целей. Демократичный руководитель — отличная роль, но для того чтобы стать таким вам придется научиться отличать открытость от панибратства, щедрость от безволия и правильный стимул от пустых обещаний.

Словарь

Манипуляционный менеджмент  модель управления, при которой распоряжения сотрудникам отдаются в «рабочем порядке», решения принимаются быстро, а контроль может быть чрезмерным и незапланированным.

Автор: Александр Фридман, управляющий партнер Amadeus Group, бизнес-тренер, консультант.