База знаний Школы бизнеса Синергия

Статья

Структура компании: основы бизнес-моделирования

Управление 657
sbsru-v4__speaker=657

Бизнес-модель описывает основные принципы развития компании и объясняет, как она приобретает свою стоимость. Как разобраться в структуре своего бизнеса?

 

 

В основе любого бизнеса лежит компания со своей системой ресурсов и компетенций. Также есть потребители, которые отличаются приятным свойством,  у них есть проблемы и деньги для оплаты решений этих проблем. Предметом обмена выступает ценностное предложение. Кроме этого, есть маркетинг и продажи  их функция фундаментальная в любом бизнесе.

Маркетинговая стратегия отвечает на два ключевых вопроса: кто наши целевые потребители и каковы параметры уникального ценностного предложения. Оно создается с помощью ресурсов компании, поставщиков, партнеров и т.д. Чтобы получить маржу бизнеса, цену нужно умножить на объем и вычесть все затраты. Это будет ваша финансовая модель.

 

 

Построение бизнес-модели по Остервальдеру

В 2004 году Александр Остервальдер предложил удобную визуализацию бизнес-модели. Он расписал ценностное предложение по элементам и определил составляющие маркетинг-микса. Главная цель  установить отношения с потребителем. Ресурсы встроены в цепочку создания стоимости. Есть также внешние участники типа аутсорсинга и партнеров. «Подвал» модели посвящен финансам: потоки доходов образуются от потребителей, а потоки затрат порождает операционная система. 

Девять структурных блоков бизнес-модели по Остервальдеру

Но стратегия  это не набор моделей и инструментов, а разумная последовательность задач с уникальной диагностикой ситуации и решением проблем. Концепции могут помочь вам, но думайте об уникальных проблемах бизнеса с его особенностями. Стратегия  это не матрица и не SWAT-анализ. Создать бизнес и сделать его жизнеспособным  совершенно разные задачи. Компании умирают не на этапе стартапа, а на этапе роста, когда вступают в кооперативно-конкурентные отношения. Тут скелетных структур недостаточно.

Еще в 2001 году Майкл Портер писал в своей статье: «Одна из самых опасных вещей  мода на бизнес-модели. Их никогда не достаточно для достижения долгосрочных успехов, потому что ключевой момент в бизнесе  его отношения с внешней средой». Бизнес  это открытая система. Он будет проверяться в жесточайшей, агрессивной и динамичной среде. И вам придется часто менять абсолютно все элементы модели, чтобы бизнес работал на каждом этапе своего развития.

 

 

Главное: Шаблон, придуманный Александром Остервальдером, поможет структурировать ключевые моменты работы организации, но для долгосрочного успеха необходимо постоянно менять элементы или даже все системы целиком. Бизнес будет жизнеспособным только в том случае, если предприниматель видоизменяет стратегии согласно динамичным внешним факторам.

 

Словарь

Бизнес-модель  упрощенное представление о бизнесе, предназначенное для целостного представления и анализа деятельности всей системы взаимосвязанных бизнес-процессов.

Ценностное предложение  то, которое полностью решает проблему потребителя.

Александр Остервальдер  предприниматель, лектор, инноватор в области бизнес-моделирования.

SWOT-анализ  метод стратегического планирования. Заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации.

Майкл Портер  профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, специалист в области изучения экономической конкуренции. Разработал теорию конкурентных преимуществ стран.

 

Автор: Михаил Антропов, MBA с отличием, автор уникальных программ развития стратегического мышления, ведущий стратегический консультант и участник проектов для компаний Ranbaxy, МТС, IITE UNESCO, Philip Morris, Nissan

Материалы по этой теме